Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Предмет «Основы предпринимательства» нашел положительный отклик

30 Ноября 2018 - Актюбинская область
1209 просмотров

В казахстанских школах новая тенденция - детей учат не только математике, физике, но и основам бизнеса, причем не теоретическим, а практическим. Считается, что такой опыт позволяет ребенку лучше раскрыть свои способности и получить знания, которые точно пригодятся ему в жизни. Как показывает опыт, эта воспитательная идея, зародившаяся на Западе, хорошо приживается и в Казахстане. 

Идею учить детей предпринимательству со школьной скамьи озвучили в Нацпалате еще в 2014 году. Инициативу введения нового предмета в школьную программу  поддержали и в Министерстве образования и наук, совместно с которым была разработана программа учебных пособий и материалов.

Сейчас группа разработчиков ездит по регионам и ведет анализ адаптированности пособий и их жизнеспособности. Замечания и пожелания педагогов, родителей и учеников будут учтены в ходе дальнейшего совершенствования и корректировки материалов.

Одна из разработчиков и авторов учебника «Основы предпринимательства» Асемгуль Сейтенова посетила Актобе, чтобы увидеть новый школьный предмет в действии. Апробация бизнес-учебника проходит в школе-лицее № 20, старшеклассники которой постигают азы предпринимательства уже второй год.

«Нам очень нравится этот предмет. Он помогает ориентироваться и развиваться в сфере бизнеса. Скажу честно, до этого никто из наших ребят не интересовался так углубленно предпринимательством, в целом нам было не интересно, что это означает. Конечно, мы знали, что есть такие крутые ребята, которые зарабатывают деньги, имеют свое дело. Мы смотрели и говорили, что это круто. Их истории успеха мотивируют. И я горжусь, что именно нашу школу выбрали для пилотного проекта. Мы изучали тему маркетинга, ездили на занятия в «Атамекен», выезжали на объекты, игры проигрывали. На самом деле именно бизнес-игры проигрывать интересно. Видно, что авторы писали пособие для молодежи. Даже если дают термины, их объясняют простым языком», - делится впечатлением от предмета ученица 10 класса ШЛ № 20  Екатерина Король.

Актюбинский блогер и маркетолог Айнура Когай уверена, что школьникам можно и нужно знать основные законы бизнеса. И если бы во времена ее учебы в школе был бы такой предмет как «Основы предпринимательства», не пришлось бы терять столько времени на самоопределение, уверена она. Сегодня у Айнуры есть своя небольшая компания по консалтингу в области маркетинга.

«Я окончила среднюю школу, техникум, институт. Но нигде нас не учили тому, как в жизни выжить и как заработать. Я и сейчас лоббирую идею, что уже с 6-8 класса нужно внедрять элементарное ведение финансового учета, сколько я трачу, сколько мне нужно? Чтобы у вас были азы понимания, откуда деньги приходят, куда бы я хотел их тратить, что мне нужно, чтобы их зарабатывать. Вам сильно повезло, что есть такой предмет. Научитесь этому сейчас, потому что, как только вы выйдите из этой школы, за все эти знания вам придется платить деньги. Сейчас вас обучают бесплатно, для вас организовывают такие встречи», - отметила Айнура Когай во время общения со школьниками. 

По словам Асемгуль Сейтеновой, рассчитывать на то, что после этих занятий появится большое количество предпринимателей, не стоит. Хотя те 15-20%, которые способны вести самостоятельный бизнес, сориентируются и получат нужные знания ещё на школьной скамье, а потом уже целенаправленно пойдут в учебные заведения, получат образование, которое будет применимо для ведения бизнеса в будущем.

«Дети больше хотят практики во время занятий. Я пообщалась с ними, они задают весьма дельные вопросы. Льстит, что пришли преподаватели и слушали. Это говорит о том, что ниша интересна и для взрослого поколения», - резюмирует встречу с учениками разработчик учебника «Основы предпринимательства».

Плюсы и минусы учебного пособия проговорили и с педагогами, как актюбинскими, так и из других регионов страны. Прошлись по 68 урокам, разделили по четвертям, просмотрели методологический переход с одной четверти в другую, проговорили кейсы, которые могут взаимозаменяться.

«По контентной части не было замечаний. Больше, наверное, просили иллюстраций, описаний региональных бизнес-кейсов, которые на устах у всех. Отрадно, что педагогическая общественность понимает, что преподавать это нужно. Но единственное, что в их глазах и словах есть страх, что они не смогут. Потому что предпринимательство не отдельная наука как химия, биология, физика, его невозможно статично передавать. Поэтому в поддержку преподавателя была разработана онлайн платформа, видео уроки и вовлечено региональное предпринимательское сообщество», - говорит Асемгуль Сейтенова.

Еще несколько школ Актобе изъявили желание апробировать предмет в своих стенах. Автор учебника посоветовала им написать ходатайство с просьбой включить их школу в пилотный апробационный процесс учебника.

Масштабная апробация проходит в 17 школах страны.

«Живой язык, доступность изложения сложных экономических категорий делают книгу полезной. Помимо теоретических основ, включающих цели, задач, глоссарий, в учебнике даются вопросы для закрепления знаний, упражнения, ситуации для размышления, практикум по составлению бизнес-плана, анализ SWOT, ролевые игры, что придает интерес в познании предмета у учащихся», - отмечает тренер Индира Тайменова, которой довелось в минувшем учебном году поработать с учебником.

В Актобе проект реализуется успешно. Сопровождают педагогов эксперты региональной палаты предпринимателей. И даже стало традицией проводить выездные уроки на площадке палаты и предприятиях, организовывать встречи школьников с успешными бизнесменами.

«Мы, палата, на протяжении второго года помогаем школе, учителю, самим ребятам освоить этот предмет, понять суть предпринимательства. Там есть базовые навыки, которым нужно учить со школьной скамьи, причем это в том числе и социальная ответственность, и менторство, и бухгалтерский учет, чтобы деньги дети считали. Они это и так делают, в копилку копят. Причем это обучение в форме проектно-игровых методик, разработанных авторами», - рассказывает начальник отдела развития человеческого капитала РПП Актюбинской области Дамиля Кунанова.  

Стоит отметить, что экспертами был изучен опыт международных программ по обучению предпринимательству в школах, что позволило сделать казахстанскую модель обучения более интерактивной.

«Я сама прошла обучение в столице по методике преподавания основ предпринимательства. В неделю отводится на предмет два часа. Школьники проходят предмет в игровой форме. Ребята изучат не только экономическую терминологию, но и суть ведения бизнеса, законодательные акты, регулирующие деятельность предпринимателей, финансовую отчетность и многое другое. Ребята раскрываются на уроках, рассказывают об идеях, которые хотели бы воплотить в жизнь», - говорит преподаватель ШЛ № 20 Нурбахыт Сакенова.

Минусов у детского предпринимательства нет, говорят психологи. Что школьный бизнес раньше времени проявит индивидуальные особенности человека, уверенны и родители старшеклассников. Ведь предпринимательские навыки предусматривают - инициативность, деловитость, предприимчивость, наконец, ответственность.

Оставьте комментарий:

Комментарии:

Партнеры