astana-view

Реестр проблем

№889

Касательно освобождения от НДС услуг по осуществлению социально-значимых перевозок пассажирским транспортом

В соответствии с пп. 50 ст. 394 Налогового Кодекса о налогах и других обязательных платежах в бюджет (далее-Кодекс), освобождаются от налога на добавленную стоимость обороты по реализации следующих товаров, работ, услуг, местом реализации которых является Республика Казахстан, услуг по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями. Положения настоящего подпункта применяются налогоплательщиками, оказывающими исключительно услуги по социально значимым перевозкам пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями. Из смысла указанной нормы следует, что перевозчики с целью применения вышеуказанной льготы не вправе осуществлять другие виды деятельности. К примеру, перевозчик обслуживает 20 маршрутов, из которых 19 признаны социально значимыми, а 1 маршрут будет являться рентабельным. Либо наоборот, 19 рентабельных, 1 социально значимый и т.д. В большинстве случаев, государственные органы, при проведении государственных закупок, формируют лоты таким образом, что в одном лоте могут быть разыграны как рентабельные маршруты, так и социально значимые. Также существует ряд других факторов, которые не позволяют перевозчиками применять льготы, предусмотренные пп. 50 ст. 394 Кодекса (договора и обязательства с МИО в случае ЧС и гражданской обороны, услуги по ремонту, т.к. имеются ремонтные зоны, помещения могут сдаваться в аренду, перевозка людей в зоны отдыха и т.д.). Таким образом, пп. 50 ст. 394 Кодекса фактически является не рабочей.

Уровень проблемы:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="1">Республиканская проблема</item></root>

Источник информации о проблеме:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="f77de675-bb36-40d9-81b8-52a590410139">Восточно-Казахстанская РПП</item></root>

Предложение по решению проблемы:

#64 Предлагается инициировать разработку Правил по раздельному учету оборотов компаний, осуществляющих пассажирские перевозки по социально-значимым маршрутам, либо законодательно предусмотреть возможность объема субсидирования затрат перевозчиков по социально-значимым маршрутам с учетом НДС.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-10-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
04.10.2023; В ходе Послания Главы государства народу Казахстана, озвученного 1 сентября 2022 года, отмечено, что в целях перезагрузки фискального регулирования в 2023 году будет подготовлен новый Налоговый кодекс Республики Казахстан. В этой связи, приказом и.о. Председателя Правления НПП РК «Атамекен» создана рабочая группа по выработке предложений к проекту Концепции налоговой политики до 2030 года и к проекту нового Налогового кодекса. Таким образом, все поступающие от бизнеса предложения, направленные на совершенствование налогового законодательства, рассматриваются в рамках данной рабочей группы. Учитывая вышеизложенное, в целях вынесения на рабочую группу вопросов в части изменений в Налоговый кодекс, вопрос передан на рассмотрение указанной Рабочей группы.
15.02.2022; Была подготовлена поправка по данному вопросу и письмом № 15325/14 от 26.11.2021 года данная поправка направлена в МНЭ РК на рассмотрение в рамках Рабочей группы по совершенствованию налоговой политики и администрирования. 04.02.2022 года поправка по решению поднимаемого вопроса была рассмотрена на указанной РГ. Гос.органы-участники РГ (МНЭ и МФ) не поддержали данную поправку
21.08.2025; В рамках работы над проектом нового Налогового кодекса вопрос передан на рассмотрение в Министерство национальной экономики РК. При рассмотрении перечня льгот, которые по решению Правительства, подлежат исключению, данная льгота была исключена. В соответствии со статьей 474 нового Налогового кодекса, подписанного 18 июля 2025 года Главой Государства, обороты по реализации услуг по осуществлению социально значимых перевозок пассажиров автомобильным транспортом в городском (сельском), пригородном, внутрирайонном, межрайонном (междугороднем внутриобластном) сообщении, а также трамваями исключены из Перечня освобожденных от НДС оборотов. Соответственно, предложение отклонено гос.органом.
21.08.2025; На протяжении 3-х лет, в течение которых велась подготовка проекта Налогового кодекса НПП «Атамекен» поднимала в т.ч. вопрос освобождения нелицензируемых услуг дополнительного образования от НДС. Вместе с тем, в соответствии со статьей 474 нового Налогового кодекса, подписанного 18 июля 2025 года Главой Государства, освобождению от НДС подлежат в т.ч. услуги по дополнительному образованию, оказываемые организацией образования, имеющей лицензию на занятие образовательной деятельностью. В связи с чем, предложение не нашло поддержки со стороны государственных органов.
Отклонено государственными органами
Ответственный исполнитель:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="13a00f75-2814-476f-b6f7-67f78c880021">Молдагалиева Айслу Есетовна (Управляющий директор- директор Департамента, ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, , )</item></root>

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Руководитель подразделения:

<?xml version="1.0" encoding="UTF-8"?> <root><item id="13a00f75-2814-476f-b6f7-67f78c880021">Молдагалиева Айслу Есетовна (Управляющий директор- директор Департамента, , )</item></root>

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

Еншілес ұйымдар

Серіктестер