astana-view

Реестр проблем

№899

Вопрос касательно проектных работ

Основные проектные работы для нефтегазовых операторов выполняются за пределами Республики Казахстан, с использованием материалов и оборудования выпускаемых только на территории Европы и Северной Америки. При этом, в большинстве случаев, в процессе выполнения работ выявляется необходимость внесения корректировок в проектную документацию, влекущих за собой необходимость в дозаказе и/или замене оборудования и материалов. Для поставщиков и подрядчиков, расположенных в Казахстане, длительный срок поставки такого оборудования и материалов приводит к существенному увеличению продолжительности и стоимости работ (иностранные поставщики находятся в более привилегированном положении, поскольку имеют оборудование/материалы в близкой доступности и по стоимости, не отягощенной транспортными и таможенными расходами). Спецификации Операторов, используемые при проектировании, основаны на американских, европейских и казахстанских стандартах. Как следствие, местами тексты спецификаций противоречат друг-другу, содержат невыполнимые требования, требуют дополнительных уточнений и согласований (по каждому контракту отдельно), международного подтверждения квалификации персонала, что также влияет на продолжительность и стоимость работ. В условиях сложившейся сложной эпидимиологической ситуации, ведение проектных работ за рубежом неизбежно ведет к увеличению их продолжительности (практически по всем проектам в настоящее время наблюдаются срывы сроков завершения проектирования), и далее к удорожанию проектов, и срыву сроков ввода объектов в эксплуатацию.

Уровень проблемы:

Республиканская проблема

Источник информации о проблеме:

АТЫРАУСКАЯ РПП

Предложение по решению проблемы:

#64 Переместить проектные дизайн-офисы в Республику Казахстан, с максимальным использованием во всех новых проектах накопленного опыта Операторов в части поставок оборудования и материалов, и задействованием местного персонала. Организовать рабочую группу, с участием уполномоченных инженеров и специалистов Операторов с одной стороны, и представителей НПП и ассоциаций (Казсервис, Союз машиностроителей Казахстана, др.), с целью устранения несоответствий в проектных спецификациях.

Пути решения:

1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы; 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.

Дата включения в реестр:

2021-10-01 00:00:00

Предполагаемые сроки решения:

2021-12-31 00:00:00

Ход исполнения:
11.10.2023; Нееобходимо активное участие уполномоченного органа в лице министерства энергетики и ТОО PSA по проекту Кашаган и Карачаганак. На примере ПБР ТШО (проект будущего расширения Тенгиза) стоимостью 45 млрд.долл.сша было видно, что из-за переноса инжиниринга в Фарнборн, Великобритания, многие решения на этапе ПСД были западные, поэтому многие казахстанские компании-производители не были включены в реест поставщиков. В этой связи, на будущие ожидаемые проекты как Кашаган Фаза 2 необходимо, чтобы была создана рабочая группа между уполномоченным органом и консорциумом НКОК с участием заинтересованных ассоциации, где были бы прописаны требования по инжинирингу в Казахстане. Так как крупные нефтегазовые проекты не регулируются законодательством, а СРП, необходимо переговорные процессы. Требуется дополнительное рассмотрение с заинтересованным государственными органами.
23.10.2024; 5 апреля 2024 года в Порядок осуществления закупок Фонда внесены изменения и дополнения, направленные на упрощение и оптимизацию закупок, повышение прозрачности. Большинство изменений ввиду необходимости их технической реализации введены в действие с 30 июня 2024 года, к примеру: - усиление ответственности подрядчика за счет увеличения штрафа с 5% до 20% за неисполнение обязательства; - увеличение штрафа за поставку ОТП товара не собственного производства с 10% до 20%; На сегодняшний день Порядком закупок Фонда предусмотрено более 14 мер и механизмов поддержки ОТП по всей цепочке участия в закупках, способствующих повышению доли внутристрановой ценности. Вместе с тем, 14 марта 2024 года внесены изменения и дополнения в Порядок заключения и исполнения офтейк-контрактов (Программа содействия созданию новых производств). К основным поправкам в Программу импортозамещения относятся предоставление возможности заключения офтейк-контракта сроком до 20 лет при наличии дефицита отечественной продукции на внутреннем рынке и заключение офтейк-контракта в обмен на инвестиции (с установлением встречных обязательств), которые распространяются в том числе на действующих ОТП. Также, в Программу импортозамещения внесены дополнения в части установления для производителей встречных обязательств, а также обязательств по закупу сырья и комплектующих у ОТП при производстве продукции.
Решен/исполнен
Ответственный исполнитель:

Туржанов Саят Жандылдаевич

Эксперт 1 категории

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Руководитель подразделения:

Абдуалиева Меруерт Кулмуратовна

Управляющий директор- директор Департамента

ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ

Скачать

Еншілес ұйымдар

Серіктестер