Реестр проблем
Повышение эффективности закупок и программы импортозамещения
Необходимо повысить эффективность закупок и программы импортозамещения. В настоящее время идет обсуждение проекта Порядка осуществления закупок АО "ФНБ "Самрук-Казына" на площадке НПП совместно с бизнесом. по внесению изменений в программу импортозамещения 11 февраля состоялось совещание в Фонде по обсуждению предложений по внесению изменений в Порядок заключения и исполнения офтейк-контрактов, совместно с бизнесом, консолидированная позиция бизнеса будет направлена в ближайшее время. с ОЮЛ "Казхимпром" обсуждены предложения. По изменениям в закупочную категорийную стратегию «Масла и смазки», также с ОЮЛ "Казхимпром" обсуждено, предложения будут направлены по мере их поступления.
Уровень проблемы:
Республиканская проблема
Источник информации о проблеме:
ДЕПАРТАМЕНТ РЕГУЛИРУЕМЫХ ЗАКУПОК
Предложение по решению проблемы:
# 254Содействие в решении проблемных вопросов по фонду Самрук-Казына: 1. Внесение предложений в стандарт управления закупочной деятельности Фонда в части в привлечения наблюдателей и экспертов; 2. Рассмотрение вопросов по реализуемым проектам в рамках программы содействия в создании новых производств, а также внесение изменений в программу; 3. Рассмотрение изменений в закупочную категорийную стратегию «Масла и смазки»; 4. Мониторинг действующих категорийных стратегий по химической промышленности а, также разработка новых.
Пути решения:
1. Направить запрос в заинтересованные государственные органы (АО "ФНБ "Самрук-Казына"); 2. Провести совещание с участием заинтересованных лиц; 3. Рассмотреть возможность о внесении изменений и дополнений в действующее законодательство.
Дата включения в реестр:
2022-02-21 00:00:00
Предполагаемые сроки решения:
2022-04-18 00:00:00
Ход исполнения:
10.10.2023; 1. Касательно привлечения наблюдателей и экспертов в закупочную деятельность АО «Самрук-Казына» сообщаем следующее, что в соответствии с пунктом 5 статьи 35 Порядка осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления Заказчик/организатор закупок должен пригласить для участия в закупках в качестве Наблюдателей (без права голосования и принятия решения) представителей: 1) общественных объединений и/или ассоциаций (союзов), членов общественных советов при проведении тендеров на сумму свыше 75 (семидесяти пяти) миллионов тенге без учета НДС; 2) НПП при проведении тендеров на сумму свыше 250 (двухсот пятидесяти) миллионов тенге без учета НДС. В связи с чем, согласно данной нормы Фонд напрвляет запрос в адресс НПП "Атамекен" о предоставлении кандидатуры представителей от отраслевых ассоциации, при этом НПП "Атамекен" сформирован пул кандидатур наблюдателей. Таким образом в т.г. в части привлечения наблюдателей, НПП от 27 января т.г. утвержден соответствующий перечень наблюдателей от отраслевых ассоциации и союзов в количестве 63 кандидатов. В настоящее время по запросу заказчиков Фонда НПП на постоянной основе предоставляются кандидаты в качестве наблюдателей от отраслевой ассоциации согласно статье 35 Порядка, в том числе по закупкам товаров химической промышленности. 2. Протоколом очного заседания Правления акционерного общества «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» за №36/22 от 30.06.2022 года внесено изменение и дополнение в Порядок заключения и исполнения офтейк – контрактов АО «Самрук - Казына» (Программа содействия созданию новых производств). В Программе содействия создания новых производств установлен приоритет обеспечения и предоставления равных возможностей для развития отечественных товаропроизводителей. Вместе с тем дополнительно отмечаем следующее, ТОО «Самрук-Казына Контракт» (далее - Товарищество), во исполнение пункта 1.4 Протокола совещания по рассмотрению проблемных вопросов бизнеса от 6 мая 2022 года (далее - Протокол) касательно проработки вопроса включения в Программу содействия создания новых производств предложений, озвученных ОЮЛ «Казахстанский союз химической промышленности» (далее – ОЮЛ «Казхимпром»), по обеспечению прозрачности работы АО «ФНБ «Самрук-Казына» (далее - Фонд) в части совершенствования закупок и решения вопросов импортозамещения, сообщает следующее. В соответствии с пунктом 2 Порядка заключения и исполнения офтейк- контрактов, утвержденного решением Правления Фонда от 30 декабря 2021 года №59/21 (Программа содействия созданию новых производств) (далее - Программа), Программа применяется к отношениям, связанным с процессом формирования и утверждения Пула товаров для импортозамещения, проведением оценки Проектов по созданию новых производств, рассмотрения Проектов по созданию новых производств, выбором Инициаторов, порядком заключения и исполнения офтейк-контрактов Фондом и организациями Фонда. При этом, согласно подпункту 6 пункта 3 Программы, импортируемая продукция – товары, закупаемые Организациями Фонда, не производимые на территории Республики Казахстан. Производство на территории Республики Казахстан подтверждается сертификатом о происхождении товара формы СТ-KZ и/или индустриальным сертификатом. В соответствии с подпунктом 22 пункта 3 Программы, Пул товаров для импортозамещения – перечень импортируемой продукции, имеющей долгосрочную потребность со стороны Организаций Фонда, утверждаемый приказом первого руководителя Оператора Фонда по закупкам. Таким образом, действия Программы распространяются только на отношения, связанные с созданием новых предприятий, производство которых отсутствует на территории Республики Казахстан. Наряду с этим, согласно пункту 7 Протокола совещания Центрального проектного офиса Фонда по импортозамещению и развитию местного содержания от 21 июля 2020 года (далее – Протокол), ОЮЛ «Союз машиностроителей Казахстана» не поддержано предложение ОЮЛ «Казхимпром», поскольку данные действия могут привести к отсутствию заказов у действующих отечественных производителей. При этом, предложено рассматривать инициативу по повышению доли локализации при наличии других отечественных производителей не в рамках Программы, а в рамках заключения долгосрочных договоров с отечественными производителями на конкурентной основе, давая всем возможность повысить долю локализации. Также, в соответствии с пунктом 8 Протокола, общественными отраслевыми ассоциациями предприятий мебельной и деревообрабатывающей промышленности Республики Казахстан, кабельных заводов Казахстана, ОЮЛ «Ассоциация химической промышленности KAZХИМИЯ», ОЮЛ «Союз обрабатывающей промышленности» предложение ОЮЛ «Казхимпром» также не поддержано. Кроме того, ОЮЛ «Ассоциация химической промышленности KAZХИМИЯ» письмом от 13 мая 2022 года №47 выразило позицию о нецелесообразности внесения изменений в Программу, в части возможности заключения офтейк-контрактов и финансирования проектов с более глубокой локализацией в химической отрасли, ввиду существующих явных признаков нарушения добросовестной конкуренции. Необходимо отметить, что предложение ОЮЛ «Казхимпром» было рассмотрено 11 августа 2022 года в рамках заседания Комитета обрабатывающей промышленности Президиума Национальной палаты предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» (далее - Комитет) с участием государственных органов, отраслевых ассоциации и членов Комитета. Так, по итогам совещания заключение офтейк-контрактов с более глубокой локализацией не поддержано, поскольку данные действия приведут к риску невозврата инвестиций по ранее реализованным проектам, ввиду перераспределения либо лишения заказов действующих отечественных предприятий. При этом было отмечено об отсутствии методики расчета уровня локализации, возможной потери основной цели Программы – импортозамещение, а также возникновении риска недобросовестной конкуренции (когда у одного предприятия будет долгосрочный контракт на закупку продукции «из одного источника» со всеми организациями Фонда, а действующие предприятия уступающим по уровню локализации останутся без заказов). Вместе с тем, в настоящее время Товариществом разработан проект Программы развития полного цикла производства (далее - Программа 2.0), целью которой является постепенное повышение уровня локализации производства готовой обработанной продукции, закупаемой компаниями Фонда, с целью доведения до наиболее полного цикла производства. Проект Программы 2.0 направлен на рассмотрение в Агентство по защите и развитию конкуренции Республики Казахстан, Министерство индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан, Министерство финансов Республики Казахстан, Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен» и отраслевые ассоциации. Кроме того, Товариществом проведены рабочие встречи и совещания с представителями вышеуказанных государственных органов и организаций для обсуждения концепции Программы 2.0 и проблемных вопросов. Таким образом, повышение уровня локализации производства будет реализовано в рамках Программы 2.0. 3. По итогам проведенных совещании от 25 апреля (на площадке НПП «Атамекен») и 27 апреля (на площадке Фонда) была озвучена позиция ОЮЛ «Казхимпром» касательно исключения ЗКС категории «Масла и смазки», либо внести соответствующие в данную категория которая не будет ограничивать других производителей. Так по итогам точечного совещания от 27 апреля по категории «Масла и смазки», представителями ТОО «Самрук-Казына Контракт» вынесено на голосование данной категории. В ходе голосования 4 производителя проголосовали за исключения данной категории. Также данное голосование подтверждено письмом от 29 апреля 2022 года №1462 от ОЮЛ Казхимпром направленная в адрес НПП «Атамекен». 4. В соответствии с пунктом 5 статьи 5 Порядка осуществления закупок акционерным обществом «Фонд национального благосостояния «Самрук-Қазына» и юридическими лицами, пятьдесят и более процентов голосующих акций (долей участия) которых прямо или косвенно принадлежат АО «Самрук-Қазына» на праве собственности или доверительного управления, предусмотрено что, «приоритетные категории закупок включаются в Перечень категорий закупок Фонда и организаций Фонда для разработки ЗКС Фонда и ПК после согласования с НПП. Перечень категорий закупок Фонда и организаций Фонда, в том числе изменения и дополнения, согласовываются НПП в течение 10 (десяти) рабочих дней с даты их получения на предмет наличия отечественных товаропроизводителей по категориям товаров, включаемым в перечень». Вместе с тем, в соответствии с подпунктом 3) пункта 10 статьи 6 Порядка, при разработке ЗКС на уровне Фонда и (или) портфельных компаний Фонда (далее – ПК) предусмотрены мероприятия по проведению анализа внешней среды, в т.ч. изучение рынка, потенциальных поставщиков, оценки уровня конкуренции, разработки мероприятий по управлению долями рынка, сравнительного анализа цен и т.д. В связи с этим, Фонд и ПК в процессе разработки ЗКС осуществляют процедуры изучения рынка путем направления соответствующих запросов в отраслевые общественные организации, в т.ч. по вопросам обсуждения подходов и критериев отбора потенциальных поставщиков. Также, в рамках реализации ЗКС, предусматривающих потребность в проведении экспертной оценки предмета закупки, на примере ЗКС Фонда по категории «Специальная одежда» , ПК осуществляют закупочные процедуры по данной категории с участием представителей Центра компетенций Фонда – ТОО «Самрук-Казына Контракт», НПП (по согласованию), ассоциации предприятий легкой промышленности РК (по согласованию) и Союза юридических лиц и индивидуальных предпринимателей «Национальное объединение предприятий легкой промышленности «Qaz Textile Industry» в качестве наблюдателей. Кроме того, участие вышеуказанных отраслевых общественных объединений предусмотрено на этапе рассмотрения образцов закупаемых товаров.Ответственный исполнитель:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz
Руководитель подразделения:
Шакирова Бекзат Оспановна
Управляющий директор - директор Департамента
ДЕПАРТАМЕНТ ЗАКУПОК И МЕСТНОГО СОДЕРЖАНИЯ
b.shakirova@atameken.kz