Взыскать порядка 3,5 млрд. тенге пытаются экологи с АО «СНПС-Актобемунайгаз»
В нефтегазодобывающей компании считают действия Департамента экологии Актюбинской области незаконными. За защитой своих интересов они обратились в региональную Палату предпринимателей. Вопрос вынесен на заседание Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции.
В Палате предпринимателей на рассмотрении находится обращение АО «СНПС-Актобемунайгаз» в отношении Департамента экологии по факту грубейших нарушений законных прав компании выразившиеся в вынесении постановлений о наложении административных штрафов в сумме около 4 миллиардов тенге, тогда как в данное время не разрешен спор о законности назначения внеплановой проверки и не дана оценка законности оформления ее результатов.
Из обращения АО следует, что за истекший период 2019 года Департаментом экологии по Актюбинской области проведено 12 проверок, из них 10 – внеплановых, 2 профилактического контроля и надзора с посещением субъекта контроля и надзора.
Департаментом была назначена внеплановая проверка деятельности Жанажольского нефтеперерабатывающего комплекса. Срок проверки обозначен с 6 по 19 ноября 2019 года. Основанием для проведения проверки послужили обращения жителя г. Нур-Султан Базарбаева Т.Н. от 14 и 30 октября 2019 г. о допущенных АО нарушениях экологического законодательства в Мугалжарском районе Актюбинской области.
«В ходе проверки подтвердились факты, которые изложены в жалобе. Это сжигание сверх норм кислых газов и сжигание товарного газа тоже сверх нормы», - говорит заместитель руководителя департамента экологии Ерболат Кожиков.
Представители предприятия заявили – с выводами экологов не согласны, нарушений якобы не было. Вызвало у них сомнения и обоснованность самой проверки. Говорят, для ее проведения одной жалобы недостаточно, нужны более веские причины, то есть конкретные факты.
«Кроме письменного обращения Базарбаева, других фактов нам представлено не было, естественно мы были вынуждены это оспорить, обратились в суд. Закон обязывает проверяющих приостанавливать все действия по проверке до разрешения спора, по существу. К сожалению, в этом моменте данное соблюдено не было. Проверяющие продолжили проводить проверку. Более того, оформили результаты проверок», - рассказывает заместитель руководителя комплекса Руслан Низамутдинов.
Палата предпринимателей поддерживает доводы АО о несогласии с назначением и проведением внеплановой проверки и наложением административных штрафов, не вступивших в законную силу.
«Из буквального толкования Предпринимательского Кодекса следует понимать, что основанием для назначения проверки должны служить конкретные факты и обстоятельства в обращении Т.Базарбаева, указывающие на факты причинения вреда здоровью и жизни человека и окружающей среде. Однако такие аргументы, как нанесение окружающей среде вреда путем сжигания кислого газа без разрешения, а также увеличение количества заболевших граждан, на прилегающих к комплексу территориях, не подтверждены конкретными фактами», - отметил заместитель директора по правовым вопросам Палаты предпринимателей Руслан Куйшинов.
К тому же проведение внеплановой проверки подпадает под ограничения указанное в п.п. 6 ст. 151 Предпринимательского кодекса (при проведении проверки или профилактического контроля и надзора с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора должностные лица органа контроля и надзора не вправе: 6) проводить проверку или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора, в отношении которого ранее проводилась проверка или профилактический контроль и надзор с посещением субъекта (объекта) контроля и надзора его вышестоящим (нижестоящим) органом либо иным государственным органом по одному и тому же вопросу за один и тот же период, за исключением случаев, предусмотренных подпунктами 3), 4), 8), 9), и 10) пункта 3 статьи 144 насстоящего Кодекса).
Отметим, что Жанажолский нефтеперерабатывающий комплекс АО «СНПС-Актобемунайгаз» в период с 18 июня по 09 июля 2019 г. подвергался проверке профилактического контроля и надзора с посещением. Проверкой был охвачен весь период 2018 года, в течение которого как указывает в обращении житель Нур-Султана Т.Базарбаев и происходили нарушения экологического законодательства в деятельности комплекса. Нарушения, указанные Т. Базарбаевым не обнаружены.
При таком положении у Департамента экологии отсутствовали основания для инициирования внеплановой проверки объекта.
«В части того, что ЖНГК проверялась уже в 2019 году летом в июне месяце, хочу сказать, что, да, проверялась, запрашивались те или иные документы, но разница в том, что при проведении внеплановой проверки в конце 2019 года. Вся сумма, которая нами предъявлена, она исходила из тех документов, которые ранее в ходе профилактического контроля или плановой проверки, они не предоставлялись», - говорит заместитель руководителя департамента экологии Ерболат Кожиков.
«Несмотря на то, что компанией обжалуется правомерность назначения внеплановой проверки, Департамент экологии в нарушение требований законодательства РК, не приостановил проверку, а завершил и выдал Акт о результатах проверки. По результатам проведенной проверки Департаментом экологии 20 декабря 2019 года вынесены два Постановления о наложении административного взыскания в виде административных штрафов в размере 3 632 281 208 тенге и 4 550 836 тенге, которые на сегодняшний день обжалуются в Комитете экологического регулирования и контроля РК. Из этого следует, что органом контроля и надзора допущены грубые нарушения требований законодательства РК, тем самым нарушены законные интересы компании», - отмечает представитель «Атамекен».
На сегодня АО «СНПС-Актобемунайгаз» является крупнейшим недропользователем и налогоплательщиком в РК. Основным предприятием, деятельность которого не только поддерживает, но и в значительный степени способствует экономическому и социальному развитию Актюбинской области. Так, с начала осуществления СNРС, как иностранного инвестора, своей деятельности в форме участия в АО «СНПС-Актобемунайгаз» за период с 1998 по 2018 годы в виде налогов и других платежей в бюджет Республики Казахстан было уплачено более 2 трлн. 530 млрд. 569 млн. тенге, вложено инвестиций более чем на 1 трлн. 564 млрд. 476 млн. тенге.
«Действия Департамента экологии по Актюбинской области негативно отражаются на инвестиционном климате и рассматриваются как неправомерное давление на бизнес, не соответствующее государственной стратегии привлечения зарубежных инвестиций и развития экономики страны. Также может стать причиной возможного пересмотра компанией-недропользователем объема капитальных вложений», - резюмировал представитель Палаты Руслан Куйшинов.
Оставьте комментарий:
Комментарии: