Национальная палата предпринимателей Республики Казахстан «Атамекен»
Надежный партнер бизнеса

Рус

Совет по защите прав предпринимателей

Уважаемые предприниматели!

В целях эффективного решения вопросов защиты бизнеса под эгидой НПП “Атамекен” создан постоянно действующий Республиканский Совет по защите прав предпринимателей.

Аналогично Республиканскому Совету, при Региональной Палате также действует Совет по защите прав предпринимателей Палаты предпринимателей Актюбинской области, в состав которого входят представители бизнес ассоциаций и партийных организаций, представители МИО, государственных и надзорных органов.

Председателем Cовета с 1 июня 2022 года назначен Алмат Калымбетов — юрист–консультант, член Палаты юридических консультантов Актюбинской области.

 

СОСТАВ СОВЕТА

ФИО

должность

1

  Калымбетов Алмат Телагисович        

Председатель Совета по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции

2

Куйшинов Руслан Булатович

Секретарь Совета

заместитель директора РПП “Атамекен”

3

Кенжеханулы Ермек

Заместитель акима Актюбинской области

4

Садыков Аскар Аманбаевич

член Совета

депутат обл.маслихата

5

Иргалеев Сагындык Губайдуллович

 

Руководитель Департамента Агентства по защите и развитию конкуренции РК

по Актюбинской области

6

Кустанов Азамат Бурумбаевич

заместитель прокурора Актюбинской области

7

Калменов Асылбек Толыбаевич

член Совета, заместитель руководителя   ДГД Актюбинской области

8

Абдрахманов Жомарт Каражанович

член Совета, заместитель руководителя Департамента экономических расследований

9

Сеитбаттал Кундыз Сагынышовна

член Совета, начальник отдела УКПСиСУ ГП РК области

10

Сейталин Мурат Максатович

член Совета,  заместитель Департамента полиции области

11

Агниязов Нурхан Сабыржанович

член Совета, руководитель КГП "Общественное согласие"

12

  Хамитов Талгат Амангельдиевич              

член Совета, Председатель правления ОЮЛ “Ассоциация по защите прав предпринимателей           

13

Гончаров Юрий Владимирович

член совета, блогер

 

По всем вопросам, касательно проведенных и запланированных заседаний Советов по защите прав предпринимателей, просим обращаться по следующим контактам:

№ 

ФИО

Должность

Контактный телефон

E-mail

1

Калымбетов Алмат Телагисович

Председатель Совета по защите прав предпринимателей

+7 705 400 5977  

2

Куйшинов Руслан Булатович  

Секретарь Совета по защите прав предпринимателей, заместитель директора по правовым вопросам РПП  

+7 (7132) 744-606

legalprotection.akx@atameken.kz    

3

Отдел по защите прав предпринимателей и снижению административных барьеров Палаты предпринимателей

Актюбинской области

744-608

744-606

legalprotection.akx@atameken.kz  

 

На сегодня совет является одним из действенных инструментов в сфере защиты бизнеса.На заседаниях, которые проводятся ежемесячно, члены Совета обсуждают пути решения конкретных ситуаций, связанных с ущемлением законных интересов субъектов бизнеса, с участием самих предпринимателей и должностных лиц уполномоченных госорганов. Представители бизнес-сообщества на этой площадке имеют возможность обратиться к чиновникам напрямую, задать им конкретные вопросы по своей проблеме. В конце каждого заседания Совета его участники принимают резолюции, на основе которых региональная Палата делает соответствующие шаги для защиты того или иного предпринимателя и решения имеющихся системных проблем.

За 12 месяцев 2022 года проведено 6 заседаний, рассмотрено 11 вопросов, в том числе проведено 2 совместных заседания Совета: с Прокуратурой Актюбинской области и с комиссией "Законность, правопорядок, противодействие коррупции" Общественного совета Актюбинской области.

Всего рассмотрено 11 вопросов, из них 4 в сфере административных барьеров, 4 вопроса частного характера, требующего оперативного вмешательства и 2 вопроса касательно деятельности Совета по итогам 2021 г. и утверждение плана работы Совета на 2022 год, 1 вопрос по противодействию коррупции.

По характеру вопросы делятся следующим образом:

  • Логистика – 1;
  • ГАСК – 2;
  • Сельское хозяйство – 3;
  • Деятельность Совета – 2;
  • Действия (бездействия) должностных лиц – 2;
  • Образование – 1;
  • Противодействие коррупции - 1.

Из рассмотренных 11 вопросов  – 2 решены положительно и 3 находятся в работе (логистика – обращение грузоперевозчиков по иностранным бланкам разрешений, ГАСК – обращение ИП Бисенова, сельское хозяйство - касательно привлечения иностранной рабочей силы), по остальным внесены рекомендации. Из внесенных - 15 рекомендаций, местными исполнительными, государственными, надзорными и квазигосударственным сектором поддержано - 14 (93.3%).

По нарушениям прав предпринимателей Советом были инициированы предложения о наказании 3-х должностных лиц к ответственности, из них все привлечены к дисциплинарной ответственности и административной ответственности (К дисциплинарной ответственности привлечено 1 должностное лицо, гл. специалист АО СПК «Актобе»).

Еженедельно каждую среду Председателем Совета согласно графика проводится прием предпринимателей (режим офлайн и онлайн). Всего проведено - 52 приема предпринимателей, при этом практикуется проведение совместно с членами Совета, с руководством: ДЭР, антикоррупционной службой, прокуратурой , ДГД.

Заседания Совета транслируется в прямых эфирах Instagram, Facebook, а также в СМИ. Всего количество освещений в СМИ о деятельности Совета – 147 ((СМИ (газеты, тв, информпорталы, радио) -59  соцсети (ФБ, инстаграм, телеграм) - 88.

 Положительно решенные вопросы:

1. Вопрос крестьянского хозяйства «Кумсай» Серимбетова А.К. об оказании

содействия в защите прав и законных интересов по факту несостоятельной работы органов уголовного преследования выразившиеся в неисполнении следственных действий в рамках уголовного дела был решен положительно. По итогам рассмотрения обращения, в прокуратуру района Астана города Актобе было внесено ходатайство об отмене решения о прекращении досудебного расследования, для дополнительного расследования и принятия окончательного процессуального решения по делу.

2.Вопрос ИП Макаревич об оказании содействия в разрешении вопроса, связанного с проектом «Строительство птицефабрики, инкубатора птиц мясной породы в г.Алга»- выделен земельный участок.

3.В текущем году положительно решен вопрос ТОО «Fibc Kazakhstan», который ранее рассматривался Советом (в 2019, 2021 годах). Земельный участок выкуплен по кадастровой стоимости

Нарушения прав отдельных предпринимателей со стороны ГАСК

Палатой предпринимателей рассмотрено обращение предпринимателя с изучением представленных документов. В ходе изучения установлено следующее, что в 2005 г. предпринимателем введено в эксплуатацию объект кафе общей площадью 136 кв.м. по ул.Шайкенова 12 кв.48 (тех.паспорт – целевое назначение «кафе»). В 2020 году предприниматель закрыла кафе, в связи с болезнью супруга. После сдачи в аренду помещения, арендатор открыл в данном помещении магазин «Сантехника», при этом строительные работы по перепрофилированию и изменению конфигурации внутри помещения не проводились. Целевое назначение и статус объекта не менялся. В октябре т.г. специалист Управление ГАСК Актюбинской области проводит проверку и составляет 4 протокола об административном правонарушении. В протоколах специалистом ГАСК указано, что Постановление акимата города Актобе от 07 октября 2005 года «О разрешении Бисеновой Акзер Султангереевне реконструкции кафе и квартиры с перепрофилированием на кафе», акт приемочной комиссии о приемке построенного объекта в эксплуатацию от 19 января 2020 года «Реконструкция кафе и квартир №47 и 48 в 11 микрорайоне в доме 89 г.Актобе с перепрофилированием на кафе и строительство пристройки площадью 136м2 в г.Актобе.

Однако вышеуказанный акт приемочной комиссии подписан 19 января 2007 года, почему специалистом ГАСК указано 19 января 2020 года не понятно.

Вместе с тем отмечаем, что имеется разрешение на производство строительно-монтажных работ от 10 января 2007 г. ГУ «Департамент ГАСК», выданное на основании разрешения акимата города Актобе от 07.10.2005 г. №1583 «реконструкция кафе и квартиры с перепрофилированием).

При этом на письмо Палаты предпринимателей, Управление ГАСК сообщает, что Бисеновой А.С. незаконно переоборудовано кафе на магазин «Сантехники», без прохождения обязательных разрешительных процедур предусмотренных Правилами застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства №750 от 30.11.2015г. утвержденных Приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан.

Палатой предпринимателей рассмотрено письмо Управления ГАСК.

Так, согласно вышеуказанным «Правилам организации застройки и прохождения разрешительных процедур в сфере строительства», переоборудование – это изменение помещения (помещений), связанное с изменением его функционального назначения, полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения и эксплуатации; 

Перепланировка – это изменение планировки помещения (помещений), сопряженное с изменением границ этого помещения (этих помещений);

Строительство – деятельность по созданию основных фондов производственного и непроизводственного назначения путем возведения новых и (или) изменения (расширения, модернизации, технического перевооружения, реконструкции, реставрации, капитального ремонта) существующих объектов (зданий, сооружений и их комплексов, коммуникаций), монтажа (демонтажа), связанного с ними технологического и инженерного оборудования, изготовления (производства) строительных материалов, изделий и конструкций, а также осуществления работ по консервации строительства незавершенных объектов и пост утилизации объектов, выработавших свой ресурс;

Нежилое помещение – отдельное внутреннее пространство в многоквартирном жилом доме, соответствующее строительным, санитарным, экологическим, противопожарным и другим обязательным нормам и правилам, предусмотренное на стадии проекта, границами которого являются внутренние поверхности стен, пола и потолка (межэтажных перекрытий), если иное не предусмотрено законодательством Республики Казахстан, используемое в иных, чем постоянное проживание, целях (офис, магазин, кафе, гостиница, хостел и другие объекты сферы услуг населению) и находящееся в индивидуальной (раздельной) собственности, за исключением общего имущества объекта кондоминиума.

Далее согласно пункту 23) вышеуказанных Правил реализация проектов по реконструкции (перепланировке, переоборудованию) помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, связанных с изменением несущих и ограждающих (наружных) конструкций, инженерных систем и оборудования осуществляется следующими этапами:

1) получение исходных материалов для реконструкции (перепланировки, переоборудования) помещений (отдельных частей) существующих зданий;

2) проектирование и экспертиза проектов для реконструкции (перепланировки, переоборудования);

3) уведомление органов, осуществляющих государственный архитектурно-строительный контроль и надзор о начале производства строительно-монтажных работ и осуществление строительно-монтажных работ;

4) приемка и ввод в эксплуатацию построенного объекта.

Реконструкция (перепланировка, переоборудование) помещений (отдельных частей) существующих зданий и сооружений, не связанных с изменением несущих и ограждающих (наружных) конструкций, инженерных систем и оборудования (в рамках одного функционального назначения) осуществляется на основании технического проекта, выполненного лицами, имеющими лицензию.

Однако ИП «Бисеновой А.С.» реконструкция (перепланировка, переоборудование) т.е. все вышеперечисленные виды работ, в том числе полной или частичной заменой внутренней системы технологического и (или) инженерного оборудования, необходимого для жизнеобеспечения и эксплуатации не проводилось, что подтверждается техническим заключением проектной организацией. В связи с чем, получение решения МИО, проектирование и экспертиза проекта не требуется.

Таким образом полагаем, что действия главного специалиста государственной архитектурно-строительной инспекции ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля» Бисеновой А.К. и руководителя ГУ «Управление государственного архитектурно-строительного контроля» Сопрун О.А. носят не правомерный характер в части привлечения к административной ответственности Бисенову А.С. Кроме того, в целях восстановления нарушенных прав предпринимателя, прокурором области в адрес акима области внесено представление об устранении нарушений законности, причин и условий, им способствующим. Как указано в представлении прокуратуры, ИП Бисенова А. является субъектом микропредпринимательства, при этом проверка проведена на основании распоряжения и.о. акима области Кенжеханулы Е., не смотря на действующий Указ Президента РК от 26.12.2019 г. №229, «О введении моратория на проведение проверок». При этом должностное лицо Управления ГАСК при получении разрешения на предмет проверки указывает на то, что ИП «Бисенова А.С.» совершила нарушения, которые потенциально несут массовую угрозу жизни и здоровью населения (по данному предписанию акиматом никаких мер не принято). Однако при проведении проверки должностным лицом Управления ГАСК установлено, что магазин спецтехники функционирует, имеются все разрешительные документы и каких-либо строительно-монтажных работ либо перепланировки помещений не было. Данное обстоятельство также подтверждалось экспертным заключением ТОО «Sarapshy KZ» от 19.10.2022 г.

Таким образом полагаем, действия должностных лиц управления ГАСК по наложению административных штрафов на сумму 1 млн. 637 тыс. тг. являются неправомерными. В виду того, что акт о назначении проверки оформлен с грубейшими нарушениями к порядку организации и проведения проверки, то последующие правовые акты и предписания по устранению нарушений законности и являются незаконными и недействительными в силу требований законодательства.

Проблемы в сфере дошкольного образования

В Палату предпринимателей Актюбинской области обратилась директор ТОО «Нур бала би» Муканова Г.С. об оказании содействия в разрешении вопроса связанного с договором доверительного управления по объекту здания детского сада расположенного в г.Алга, Алгинского района.

Из обращения ТОО «Нур бала би» следует, что в 2016 году согласно результатам тендера ими заключен договор с ГУ «Алгинский районный отдел финансов» по объекту здания детского сада расположенного в г.Алга. Срок действия договора 3 года т.е. до 1 сентября 2019 г. Согласно договору, ТОО «НУР БАЛА БИ» были инвестированы собственные средства на сумму 40 млн. тенге на капительный ремонт здания, восстановление инженерных и коммуникационных систем, произведен закуп новой мебели, и оборудования т.е. добросовестно выполняло и выполняет свои обязанности в соответствии с условиями договора.

С 2016 года государственными учреждениями области в адрес ТОО «НУР БАЛА БИ» не имелось никаких нареканий и замечаний в части исполнения договора доверительного управления.  28 августа 2019 г. Заказчиком ГУ «Алгинский районный отдел финансов» продлен договор доверительного управления до 1 сентября 2022 г.  24 июня 2022 г. ГУ «Алгинский районный отдел финансов» уведомляет ТОО «Нур бала би» об окончании срока договора доверительного управления 1 сентября 2022 г., а также указывает на то что собственником т.е. балансодержателем здания детского сада в данное время является Алгинский районный отдел образования Управление образования Актюбинской области. В связи с чем, рекомендует обращаться напрямую к балансодержателю объекта.

27 июня 2022 г. директор ТОО «Нур бала би» Муканова Г.С. обращается руководителю ГУ «Алгинский районный отдел образования» с просьбой рассмотреть вопрос о продлении договора доверительного управления. Письмо осталось без ответа. Повторно обращается к руководителю управления образования области Батырхан Ж. Ответ до настоящего времени не получен. 10 августа 2022 г. предприниматель обращается в управление финансов области, на что получает ответ о том, что в продлении Договора отказано в силу п. 8.1 Типового договора доверительного управления государственным имуществом (продление срока действия договора не допускается). Не соблюдены нормы стаьи 234 Предпринимательского кодекса - имущественная поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства.

По г.Актобе аналогичная ситуация ожидает 5 субъектов бизнеса, которым в свое время были переданы объекты детских садов, находящихся в аварийном состоянии.

Проблемы субъектов в сфере сельского хозяйства

Фермеры и аграрии области испытывают острый дефицит рабочей силы на селе в сфере сельского хозяйства. Так как местное население работать в данной сфере не заинтересовано, сельхозтоваропроизводителям приходится использовать труд сезонных иностранных работников.

Ежегодно Министерством труда утверждается квота на привлечение иностранной рабочей силы, в том числе на 2022 год Актюбинской области по 5-й категории (сезонные работники в сельском хозяйстве 240 человек. Однако, в феврале 2022 года приказом Министра труда и социальной защиты населения РК №43 от 04.02.2022г. данная квота была снижена до 168 человек.  При этом фактическая потребность крестьянских хозяйств области согласно предварительным заявкам, представленных в Управление координации занятости и социальных программ по Актюбинской области на 2022 год составила 776 человек (109 КХ).

Кроме этого, Управлением координации занятости и социальных программ установлено ограничение в получении квоты на одно КХ не более 2 иностранных сезонных работников со сроком их привлечения на срок не более 6 месяцев.

Данное решение также создало дополнительные сложности фермерам, не представляя возможности привлечь необходимое количество работников.

Подача заявок в текущем году осуществляется исключительно в электронном виде на портале «Е-Лицензирование» и из-за технических неисправностей на данном портале многие сельхозтоваропроизводители не смогли подать своевременно заявку в начале сезона, когда необходимо максимальное количество работников (весенне-полевые работы, высадка рассады в теплицах и др.).

Необходимо учесть, что от безысходности аграрии и фермеры региона не получив квоту вынуждены использовать труд иностранных работников не легально, что создает дополнительные проблемы как для работников, так и для работодателя, а также способствует увеличению коррупционных рисков.

 

Проблемные вопросы грузоперевозчиков

Распределение Иностранных бланков разрешений на Актюбинскую область.  Данный вопрос очень актуален, потому что на сегодняшний день Казахстанский перевозчик остался почти один на потоке Западная Европа-Западный Китай, из-за трудных отношений между РФ, РБ и Европой. Собственно Актюбинские перевозчики стали перенаправлять свой автопарк на данное направление, и столкнулись с проблемой, проблема с распределением Бланков между областями, на нашу область выделили 239 бланков Польши универсальный, к примеру Атырауская область получила 332 бланка, и имеет остатки - 28 штук, ЗКО 450 бланков, Алмата и Алматинская область 5323 бланка с остатками в 260 бланков, из мониторинга видно, что на нашу область выделяется очень мало бланков. Этот анализ только по одной стране, с остальными странами такая же картина.

 

Информация Секретариата Совета

по защите прав предпринимателей и противодействию коррупции

 

 

 

Дочерние организации

Партнеры