Добровольно-обязательный. Минздрав дал разъяснения по проекту «единого окна» в фарме
Увеличить долю отечественных лекарств и медизделий на внутреннем рынке до 50% к 2025 году поручил Глава государства в своем Послании еще в 2021 году. Однако, по данным Бюро нацстатистики, в 2023 году этот показатель составил 14,5%, а в 2024 году около 13% в денежном выражении.
Бизнес, в лице НПП «Атамекен», неоднократно отмечал, что развитию отечественного фармрынка препятствует высокая зарегулированность и бюрократия. В ответ Министерство здравоохранения инициировало внедрение композитной услуги по госрегистрации лекарств и медизделий по принципу «единого окна» для оптимизации доступа продукции на рынок.
Для обсуждения новой услуги НПП «Атамекен» провело расширенное заседание Комитета фармацевтической и медицинской промышленности с участием Минздрава, его подведомственных организаций, Агентства по защите и развитию конкуренции, Минцифры и представителей бизнеса.
Как уже отмечалось ранее, по мнению экспертов НПП, проект требует доработки, поскольку не отражает реальные потребности бизнеса. Председатель Комитета фармацевтической, медицинской промышленности и медицинских услуг Президиума НПП Нуржан Отарбаев подчеркивает: бизнес приветствует решение Минздрава, однако приказ о проведении пилота по принципу «единого окна» был сформирован без широкого обсуждения с НПП «Атамекен» и бизнес-сообществом, несмотря на то, что он полностью меняет существующие процедуры выхода продукции на рынок.
Первый заместитель гендиректора Республиканского центра электронного здравоохранения МЗ Бейбут Есенбаев сообщил, что в новой модели регистрации лекарств оптимизированы сроки и процессы подачи заявок. После экспертизы документы автоматически переходят к регистрации без повторной подачи. Предусмотрены кнопка «Стоп» для доработки замечаний и выбор необходимых услуг. По словам Есенбаева, платформа по Единому окну находится еще в разработке и в ближайшее время планируется ее предоставление для пилотного тестирования с целью последующей доработки на основе полученных замечаний и предложений.
При этом исполнительный директор Евразийской медицинской ассоциации Сауле Сатыбаева раскритиковала приказ №40, указав на то, что он разработан в нарушении Закона РК «О правовых актах» из-за отсутствия анализа эффективности и завершённости пилотного проекта.
Исполнительный директор Ассоциации международных фармпроизводителей Светлана Оспанова указала на неправомерность формирования проекта приказа предельных цен №77 («Об утверждении предельных цен на торговое наименование лекарственных средств и медицинских изделий в рамках гарантированного объема бесплатной медицинской помощи и (или) в системе обязательного социального медицинского страхования») на основании норм приказа №40 («О проведении пилотного проекта по государственной регистрации лекарственных средств и медицинских изделий по принципу «единого окна»), особенно для лекарственных средств, имеющих регистрационное удостоверение ЕАЭС, так как приказ №40 не регламентирует регистрацию лекарств с регистрационным удостоверением ЕАЭС. Снижение предельных цен на лекарственные средства и медизделия более чем на 50% в рамках проекта приказа №77 имеет риски отзыва иностранными производителями своих регистрационных удостоверений, невозможности выполнения Долгосрочных договоров поставки отечественных производителей. В результате это приведет к дефициту лекарств не только в госзакупе, но и коммерческом сегменте, а также приведет к снижению отечественной фармацевтической продукции на рынке.
В связи с этим представители фармацевтического бизнеса предлагают:
- сохранить композитную услугу для выхода на рынок на добровольной основе и доработать её с учетом процедур ЕАЭС;
- предусмотреть возможность параллельного проведения инспекции и экспертизы лекарств;
- сократить избыточные инспекции медизделий, сосредоточив внимание на четких критериях включения в реестр отечественных производителей для борьбы с лжепроизводителями.
Председатель медицинского и фармацевтического контроля МЗ РК Бауыржан Джусипов отметил, что добровольность приказа №40 носит временный характер. В дальнейшем его исполнение станет обязательным, поскольку приказы, устанавливающие предельные цены, будут упразднены, а формирование цен будет происходить автоматически в рамках системы «Единое окно».
Подводя итоги, вице-министр здравоохранения Ербол Оспанов подчеркнул необходимость доработки платформы совместно с фармсообществом и отметил, что вопрос предельных цен на основе приказа №40 будет рассмотрен на уровне руководства. Он также подтвердил, что приказ №40 пока добровольный, и Минздрав открыт к обсуждению предложений бизнес-сообщества совместно с НПП «Атамекен».
Оставьте комментарий:
Комментарии: